Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Музей школы

История создания школьного Музея...

11.04.2025

    Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. В Варнавинском районе музейное дело  развивается давно, уже много лет. Кроме историко-художественного музея и музея «Поветлужье» в р.п.Варнавино имеются еще музеи в некоторых школах: Богородской, Горкинской, Макарьевской, Варнавинской и в нашей Михаленинской. О том, как был создан наш музей, мне бы и хотелось рассказать.

    В 1981 году после окончания института я была направлена на работу в Михаленинскую восьмилетнюю школу учителем начальных классов. Кроме этого, мне еще вменили в обязанности должность старшей пионерской вожатой, причем, неоплачиваемой. На первом же педсовете учитель истории Киселева Надежда Федоровна  дала мне, так сказать, небольшое поручение. «Вы будете ездить на семинары в другие школы, пожалуйста, обратите внимание на оформление школьных музеев: какие разделы, какие документы. Просто мы тоже хотим сделать такое великое дело, а с чего начинать – не знаем»… Вот так зародилась идея - создать  в школе краеведческий музей.

В течение учебного года выполнялось данное мне такое необычное поручение. Собрав всё воедино, сделали первые эскизы будущего музея. Кое-какие материалы уже собраны, а за экспонатами дело не встанет: бросим клич – дети принесут. И началось: только успевай поворачиваться. Работы хватало всем: кто экспонаты принимает, записывает их в книгу; кто начал оформление стендов. Какая информация будет размещена на стендах, тоже заранее обдумали.  Решили, что в нашем музее будет четыре раздела:

·        «Старины»;

·        «Летопись Великой Отечественной»;

·        «Школа вчера и сегодня»;

·        «Листая страницы истории».

История нашего лапшангского края богатая. Чтить память, беречь прошлое, не становиться «Иванами, родства не помнящими», не отказываться от наследия отцов и дедов… Помните, как часто звучали эти слова с трибун и лозунгов не столь уж далеких 70-80-х годов? И неоправданно исчезли сегодня, как исчезло многое в революционном угаре уничтожения. Если честно, не жаль ни лозунгов, ни трибун, ни лицемерных слов, ни бодрых «рабоче-крестьянских» песен, но памяти о тех, кто «уже не придет никогда» - жаль.  

Общими усилиями учителей и учеников школы в 1983 году музей был создан. Сначала он размещался в небольшой комнате, а затем по мере накопления материала, пришлось занять и лаборантскую, и пионерскую комнаты, располагавшиеся по соседству. Хоть инициатором создания музея была Киселева Надежда Федоровна, но руководителем музея назначили  почему-то меня с таким напутствием: «У вас есть жилка особая: вы и краеведением увлекаетесь, и оформлять красиво умеете, вот вам и надо заниматься музеем. А мы будем вам помогать».

Официально музей был открыт 9 мая 1987 года, а 9 февраля 1988 года он получил свой первый документ – паспорт – свидетельство № 6135 о присвоении  ему звания «Школьный музей».

Ну, а теперь, наверное, следует пройтись по всем разделам нашего музея, чтобы иметь полную картину и окунуться в историю нашего края.

Старина… Далёкое прошлое Лапшангской волости… Глиняная посуда на полках, рабочие инструменты, шкаф-горка, фонари … Здесь можно найти все приспособления для обработки льна: от лукошка до ткацкого стана. В далеком прошлом лапшангские крестьяне сами для себя ткали холсты, сами шили одежду, сами плели лапти… Лишь в начале ХХ века в Лапшанге были открыты сапожная и швейная мастерские. Экспонаты из этих мастерских тоже в музее имеются: заготовки для пошива кожаной обуви, портновские ножницы.

Летопись Великой Отечественной – одна из отдельных страниц музея. Самая трогательная. Фото военных лет, письма с фронта, похоронки бережно хранятся в фонде музея. На стендах найдёте информацию и о выпускнике школы, Герое Советского Союза Николае Васильевиче Старшинове, и о тружениках тыла, и о солдатских вдовах, и об узниках концлагерей смерти. Материалы на стендах дополняются экспонатами военных лет: коробка от немецкого противогаза, стальной шлем (каска), саперная лопатка и многое другое.

И для педагогов и детей школы особенно близок следующий раздел. Может быть, через много лет и их имена окажутся на стендах раздела «Школа вчера и сегодня». С интересом вглядываемся мы в лица тех, кто провёл свою жизнь в стенах  сначала Лапшангской, а потом Михаленинской школы. Шли годы, старые кадры уходили, оставляя добрую память  о делах своих выпускников, вписывая очередные страницы в историю школы. А как не вспомнить веселое пионерское и ответственное комсомольское движение. И о них найдется информация в музее.

Как вы думаете, что можно узнать в разделе «Листая страницы истории»? Есть в нашем крае участники  «хлебного похода» в Уренский край в далеком 1918 году. Это   писарь Лапшангского волисполкома  Иван Иванович Матасов и его дочь Варвара Ивановна. Здесь можно ознакомиться с судьбой известных наших земляков, внесших определенную лепту  в жизнь края.

…Может быть, скептик спросит: «Кому нужна история, собранная в школьном музее? Приходят ли сюда люди? Живет ли музей или существует только «для галочки»? Какие здесь экспонаты?

Я думаю, что если посмотреть на то, что наш музей постоянный участник различных выставок разных уровней, то музей живёт. Этому подтверждение и журнал учёта посещений музея. Ежегодно музей посещает более 300 человек, если учитывать и пешие экскурсии по улицам деревень и Лапшангский Центр ремесел. Музей участвует и в конкурсах разного уровня. Потому в его копилке немало дипломов победителя или призера  этих конкурсов. Вот некоторые из них: 1 место в областном смотре-конкурсе школьных музеев, залов и комнат боевой славы (1995 г.); 2 место в областном смотре-конкурсе музеев, залов, экспозиций, посвященного 210 – летию светского образования в Нижегородской области (1996 г.); 1 место в районном смотре-конкурсе музеев, залов, экспозиций, посвященного истории детского движения (2007 г.); 1 место в районном смотре-конкурсе стенных газет «Строки, опаленные войной» (2010 г.); 1 место в районном смотре-конкурсе школьных музеев, залов и комнат боевой славы (2010 г.); 1 место в областном смотре-конкурсе школьных музеев, залов и комнат боевой славы (2010 г.); диплом 1-й степени областного конкурса учебно-исследовательских работ и проектов в номинации «Этно-экология природного пространства» (2011 г.); 1 место в областном конкурсе музеев образовательных учреждений «Музей образовательной организации: пространство инноваций» (2017 г.).

В работе музея реализуется и проектная деятельность. Многие проекты зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Например, долгосрочный проект «Рукописная энциклопедия «Край, в котором я живу», начатый в 2003 году, продолжается до сих пор. Основная идея этого проекта такова: все исследовательские работы по краеведению, выполненные учащимися школы, объединены в одну энциклопедию. Работы располагаются в алфавитном порядке и внесены в отдельный реестр. За 15 лет реализации данного проекта в общей сложности в энциклопедию объединено более 80 работ.

Следующий проект, задуманный в тесном сотрудничестве с Варнавинской центральной библиотекой им. Рязановского, называется «Музей в чемодане». Суть данного проекта – это проведение экскурсии с показом необходимых экспонатов, переносимых в обычном старом чемодане. Такие экскурсии можно проводить в любом месте. Особенно это актуально  в ходе декад пожилого человека и инвалидов. Такие экскурсии можно проводить даже на дому, если человек с ограниченными возможностями не может никуда выйти. Стоит только позвонить.Хочу такой сайт

И ещё один замечательный проект «Варнавинская отчина». В его основе лежит выпуск краеведческих сборников, в которых будут опубликованы материалы, собранные музеем за многие годы. Всего выпущено 10 таких сборников. Каждый сборник – определенная тема: о истории создания комсомольской организации, о реке Ветлуге, о вкладе нашего края в победу Великой Отечественной войны и т.д.

Замечательным подспорьем  стали и летние краеведческие экспедиции. Их проведение обычно планируется на время проведения детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» на базе школы. Таких экспедиций было проведено две:

1. «Дорога памяти» экспедиция по ознакомлению с обелисками погибшим воинам-землякам, расположенных на территории нашего района (2015 г.)

2. «Путешествие по тропинкам родного края» - знакомство с исчезающими деревнями, расположенных на территории Михаленинского поселения (Прудовка, Зяблица, Меньшиково, Загзы, Егачиха, Колосиха, Фалино, Селиваниха ) (2016 г.)

  О своем музее я решила рассказать еще и потому, что «грядут юбилеи». Сделаю небольшое отступление. Когда в 1991 году школа стала средней, естественно классов стало не хватать. Было вынесено решение: перенести музей в здание детского сада (там была свободна одна группа) с условием, что будет сделан отдельный вход. Он был сделан, но такой, что в зимнее время подняться на второй этаж по железной лестнице, особенно пожилому человеку,  не реально. Приходилось ходить через весь садик. А как быть с экскурсиями? Согласно требованиям СанПина, я не могу этого сделать. В особых случаях приходилось договариваться с заведующей садиком. Вот почему были переносные выставка и пешие экскурсии. Наверное, еще говорить о том, что нужно было еще подновлять стенды, делать новые экспозиции, уже не стоит. Практически, в течение 5 лет решался вопрос о том, что делать? Прорабатывалось несколько вариантов:

·        разместить музей в здании колхозной конторы, но сгорел Дом Культуры … его и разместили там;

·        разместить в пустующем помещении Станции юных туристов, но оно нужно во время проведения «Перовской лыжни».

И вот, наконец, к большой радости, вопрос решился. Музей вновь перевели в помещение школы. Хочется выразить большую благодарность директору школы Чернышовой Елене Владимировне за то, что она не только выделила класс, но и организовала в нём ремонт с обустройством перегородок. В обновленном музее повесили жалюзи на окна, чтобы солнечный свет не навредил ни стендам, ни экспонатам. Для музея  заказали витрины. Кроме того, в музее теперь есть компьютер и мультимедийный проектор. Не зря видно в народе говорили: «Не было ни гроша, и вдруг алтын». Спасибо всем, кто помог в переезде и обновлении музея. Особенно приятно, что это самый замечательный подарок для музейного юбилея и даже не одного. В 2022 году исполнилось 35 лет со дня официального торжественного открытия музея. В 2023 году  исполнилось 40 лет со дня создания музея,  35 лет со дня получения первого музейного документа – свидетельства.

В заключении мне хочется вновь вернуться к народной мудрости, которая гласит: «Не забывай старь – она новизну держит».

Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.

 

Руководитель музея: Сигаева Елена Валентиновна

Руководитель Музея - педагог д/о Сигаева Елена Валентиновна

11.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».